Пожертвовать на строительство храма

 

Ближайшие события

 

Расписание занятий

Поиск

Православный календарь


Ссылки

 

 

Сервер 'Россия Православная'

Храм Трёх Святителей

Сейчас на сайте

Сейчас 30 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Азбука Веры

Воздвижение Креста Господня, Воздух, Вознесение Господне, Воскресение Иисуса Христа

Воздвижение Креста Господня — один из неподвижных двунадесятых праздников, посвященный Кресту Христову, отмечается 14/27 сентября. Происхождение праздника связано с торжеством христианства при Константине Великом (IV в.). В начале II века император Адриан, враждебный как к иудейству, так и к христианству, решил уничтожить все следы обеих неугодных ему религий. Он полностью перестроил Иерусалим, назвав его Элией, срыл Голгофский холм, засыпал пещеру Святого Гроба и соорудил там храм Венеры. Когда император Константин принял христианство, он приказал снести капище и начать раскопки на святом  месте. Через некоторое время Палестину посетила мать Константина равноапостольная Елена, с именем которой предание и связывает обретение Креста Христова (признаком, по которому узнали, что именно этот Крест является орудием нашего Искупления, послужила надпись на нем). Чтобы удостовериться в его подлинности, на святыню положили мертвеца, и он ожил. После этого Иерусалимский патриарх Макарий «воздвиг» (т. е. поднял) Крест над молящейся толпой. В честь этой святыни и был установлен праздник В. К. Г. В память Крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост.

Воздух — большой четырехугольный покров, которым покрываются вместе дискос и потир, покрытые в отдельности покровцами. В. символически изображает Плащаницу, которой было обвито тело Иисуса Христа (Лк. 23, 53).

Вознесение Господне — праздник православной церкви, принадлежит к числу переходящих двунадесятых и празднуется на сороковой день после Пасхи. В этот день воспоминается возвращение Господа нашего Иисуса Христа по завершении Им земной жизни в Божественную сферу бытия — на Небо. Согласно новозаветному повествованию, Вознесение произошло в окрестностях Иерусалима, на пути к Вифании (Лк. 24, 50—51), на склоне Елеонской горы (Деян. 1, 12), в присутствии апостолов, после беседы с ними (Мк. 16, 19). В. Г. — христологический догмат, выраженный в Символе веры: «И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца», — содержит ту истину, что прославленное человеческое естество Христа, вознесенное на Небо, вошло во внутрибожественную жизнь Пресвятой Троицы. Богочеловек воссел одесную Отца во всей силе не только Своей Божественной природы, которая и не оставляла лона Отчего, но и человеческого естества, состоящего из тела, души и духа. Это — высшая ступень обожения человеческого естества.

Воскресение Иисуса Христа — одно из величайших событий в истории человеческого рода и мира в целом. Воскресение умершего на Кресте Господа как корень и начало всеобщего воскресения представляет собой самый радостный для христианина момент в искупительном подвиге Иисуса Христа. В. — основа веры христиан: «Если Христос не воскрес,то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14). Православная Церковь празднует В. с особой радостью и умилением, в годовом богослужебном круге В., Пасха Христова — главный христианский праздник, «праздников праздник и торжество торжеств». Дата празднования В. вычисляется по Пасхалии.

 

(Епископ Егорьевский Марк. Церковный протокол. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007).

Водоосвящение, Возглас, Власти

Водоосвящение — совершаемое священником или архиереем освящение воды, которая используется затем для освящения дома и различных предметов, ее также пьют с целью духовного укрепления. В. бывает великое и малое. Великое совершается накануне и в день праздника Богоявления (Крещения), малое — в дни храмовых и некоторых других праздников (Преполовения Пятидесятницы, Происхождения честных древ и др.), а также по желанию верующих в любой день. Чин малого и великого В. содержится в требнике (чин великого освящения также в месячной Минее за январь).

Возглас — краткое молитвословие, провозглашаемое священником или архиереем. Некоторые возгласы являются завершением тихо читаемой молитвы.

Власти {греч. έξουσίαι) — ангельские существа, упоминаемые в Новом Завете как особого рода духи, причем как благие, послушные Богу (1 Пет. 3, 22), так и злые (Еф. 6, 12). В иерархии ангельских чинов автора «Ареопагитик». В. занимают место последнего чина средней триады (после Господств и Сил).

 

(Епископ Егорьевский Марк. Церковный протокол. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007).

Венчание, Вечерня, Викарий

Венчание — богослужение, во время которого совершается таинство Брака, благословляется и освящается христианский брак. По обручении жених и невеста, держа зажженные свечи, становятся на белый плат, лежащий перед аналоем с крестом и Евангелием. Священник, спросив о твердости их намерения, после положенных молитвословий возлагает венцы на головы жениха и невесты и трижды возглашает тайносовершительную молитву «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я {слав. их)». Венчающиеся пьют из чаши вино и затем священник трижды обводит их вокруг аналоя, в это время хор поет тропари: «Исайе, ликуй...», «Святии мученицы...», «Слава Тебе, Христе Боже», после чего священник снимает венцы, читает завершающие молитвы и произносит отпуст. В Православной Церкви венчание разрешается совершать и над вступающими во второй или третий брак, однако чин второбрачного венчания менее торжественен и содержит ряд покаянных молитв. Венчание не совершается во все посты, на пасхальной неделе, на святках, в дни накануне двунадесятых праздников и воскресения (т. е. в субботу), а также накануне среды и пятницы (т. е. во вторник и в четверг).

Вечерня — первое по порядку богослужение суточного круга, совершаемое вечером, перед заходом солнца. Поскольку церковный суточный круг начинается с вечера, то В. всегда относится к следующему (по гражданскому исчислению суток) дню. В зависимости от значимости празднуемого в наступающий день события В. бывает трех видов: малая, вседневная и великая. Вседневная В. совершается в будние дни, малая В.(сокращение вседневной) — перед всенощным бдением, великая В. — под праздники и воскресенья. В. содержит молитвословия, песнопения и священнодействия, в которых Святая Церковь прославляет Бога Творца за Венцы для совершения таинства Брака Промышление Его о мире и человеке. Она переносит верующих в ветхозаветные времена, напоминая о блаженном пребывании прародителей в раю, их нуждах и скорбях по грехопадении, об обетовании, данном им и всем людям о Спасителе мира, о вере ветхозаветного человека в искупление рода человеческого Крестной смертью Единородного Сына Божия. В службе В. мы благодарим Бога за все Его благодеяния, явленные нам, и особенно в истекший день, каемся в грехах, совершенных в течени дня; испрашиваем у Господа мира и безгрешности на остаток дня и ночь, мирной жизни и блаженной кончины, подобной той, которой удостоился праведный Симеон Богоприимец.

Викарий {лат. vicarius — заместитель) — архиерей, помогающий в управлении епархией другому архиерею.

 

(Епископ Егорьевский Марк. Церковный протокол. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007).

Великомученик, Величание, Венцы

Великомученик (греч. μεγαλομάρτυς, лат. magnus martyr) — мученик, претерпевший особенно жестокие и продолжительные мучения и проявивший при этом чрезвычайную твердость в вере; именование В. связано с определенной традицией, выделение В. из всего множества почитаемых Церковью мучеников подчеркивает значимость этого рода подвига; службы В. отличаются особой торжественностью. Современный календарь Русской Православной Церкви включает имена 13-ти В., из которых в России наиболее почитаются Георгий Победоносец, Пантелеймон Целитель, Димитрий Солунский Мироточивый, Евстафий Плакида, Феодор Тирон, Феодор Стратилат, а также 10 великомучениц, из которых в России более всего чтутся Екатерина Александрийская, Варвара Илиопольская и Анастасия Узорешительница.

Величание — краткое песнопение, в котором прославляется празднуемое лицо или событие. Начинается со слов «Величаем» или «Ублажаем». В. поется сначала священнослужителями перед праздничной иконой посреди храма, а потом несколько раз и певчими правого и левого клиросов, к которым присоединяются все присутствующие за богослужением.

Венцы — короны, возлагаемые на жениха и невесту во время венчания, необходимая принадлежность таинства Брака, от чего и самое бракосочетание называется венчанием.

 

(Епископ Егорьевский Марк. Церковный протокол. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007).

Введение во храм Пресвятой Богородицы, Великая Суббота, Великий Четверг

Введение во храм Пресвятой Богородицы — один из двунадесятых праздников неподвижного круга, отмечаемый Церковью 21 ноября ст. ст. (4 декабря н. ст.). В этот день воспоминается, как благочестивые родители Девы Марии Иоаким и Анна привели Ее в трехлетием возрасте в иерусалимский храм, чтобы исполнить свой обет — посвятить Ее Богу. Согласно преданию, Мария с этого времени жила и воспитывалась при храме до своего обручения праведному Иосифу.

Великая Суббота — суббота Страстной седмицы. В этот день воспоминается погребение тела Господа Иисуса Христа. Великие праздники — важнейшие праздники Православной Церкви, к которым принадлежат двунадесятые праздники, Обрезание Господне, Рождество Иоанна Предтечи, день памяти свв. первоверховных апп. Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи и Покров Пресвятой Богородицы.

Великий Четверток (Великий Четверг) — четверг Страстной седмицы, в этот день воспоминается Тайная Вечеря Иисуса Христа с учениками, Гефсиманское моление, взятие под стражу Иисуса Христа и суд у первосвященников и прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Вечером в Великий Четверток совершается малое повечерие. В кафедральных соборах при архиерейском богослужении после Литургии архиереем совершается чин умовения ног сослужащим с ним священникам.

 

(Епископ Егорьевский Марк. Церковный протокол. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007).

Богослужебные книги, Богослужебный круг годовой, Богослужебный круг суточный

Богослужебные книги — книги, по которым совершается богослужение Православной Церкви, они называются также церковными.Одни из них относятся к общественному богослужению: Служебник,Часослов, Октоих, Минеи месячные, Минея общая, Минея праздничная, Триодь постная, Триодь цветная, Ирмологий, Чиновник, и Типикон, другие книги относятся к частному богослужению: Требник большой и малый, Акафистник, Канонник (две последние относятся к разряду книг для келейной молитвы). Есть Б. к, употребляющиеся и в частном, и в общественном богослужении: Евангелие, Апостол, Псалтирь, Следованная псалтирь. Большинство из этих книг необходимо для певцов хора, особенно Часослов и Ирмологий. Можно выделить книги, которые
содержат последования, повторяющиеся в определенные периоды време
ни: Октоих, Минеи, Триоди.

Богослужебный круг годовой — последовательность богослужений в течение года. Различаются подвижный и неподвижный Б. к. г. Неподвижный, связанный с солнечным календарем, включает богослужения неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых. Подвижный Б. к. г., связанный с лунным календарем, включает богослужения Великого поста (и трех предшествующих недель) и пасхального цикла, состоящего из служб Пасхи, Пасхальной седмицы и всего периода между Пасхой и Пятидесятницей; к подвижному Б. к. г. относится также недельный цикл Октоиха. Службы неподвижного Б. к. г. содержатся в Минеях, подвижного — в Триоди постной, Триоди цветной и Октоихе. Литургические тексты Б. к. г. не являются самостоятельными службами, но включаются в богослужения суточного круга, которые представляют собой соединение почти неизменной основы с изменяемыми молитвословиями, связанными с богослужебной тематикой данного дня из Минеи, Октоиха или Триоди (постной или цветной). Богослужебный круг седмичный — последовательность богослужений в пределах одной недели. Б. к. с. не имеет своих отдельных служб, но его литургические тексты (тропари, кондаки, стихиры и каноны дня седмицы) вставляются в определенные места суточных служб в зависимости от дня недели. Богослужение каждого дня имеет свое посвящение: понедельник посвящен Небесным Силам бесплотным; вторник — ветхозаветным пророкам и особенно величайшему из них Иоанну Предтече; среда — Животворящему Кресту Господню, Крестным страданиям Иисуса Христа и прославлению Его Пречистой Матери; четверг — апостолам Христовым и святителю Николаю Чудотворцу; пятница — Крестным страданиям Христовым и Пресвятой Богородице; суббота — всем святым и поминовению усопших; богослужение воскресного дня посвящено Воскресению Господа Иисуса Христа. Все эти песнопения распределяются по восьми основным ладам, или гласам, и напечатаны в Октоихе. Каждая седмица имеет свой глас, и, таким образом, весь Октоих разделен на восемь частей — по гласам, а каждый глас — на семь дней. Б. к. с. составляет цикл из восьми седмиц, повторяющихся на протяжении всего года, начиная с первого воскресенья после Пятидесятницы.

Богослужебный круг суточный — последовательность богослужений одного дня. Б. к. с. связан со стремлением освящать молитвой основные части суток: вечер, ночь, утро и полдень, и состоит из девяти различных богослужений. По древней традиции богослужебные сутки начинаются с вечера, поэтому первой службой суточного круга является вечерня, за которой следуют повечерие (своего рода общественные молитвы после ужина на сон грядущий), полунощница, утреня (начинается перед восходом солнца), служба 1-го часа (около 7-го часа утра), 3-го часа (10 часов утра), 6-го часа (полдень, время распятия Господа) и 9-го часа (три часа пополудни, время Его Крестной смерти). Но главным христианским богослужением, своеобразным центром суточного круга является Божественная литургия — по времени она совершается между 6-м и 9-м часами. Б. к. с. меняется в дни, когда совершается всенощное бдение (опускаются повечерие и полунощница), в некоторые дни Великого поста, а также в Рождественский и Крещенский сочельник. В современной приходской практике Б. к. с. обычно не соблюдается — так, повечерие совершается только в Великий пост (келейно оно зачастую соединяется с вечерним молитвенным правилом), а полунощница — один раз в году, накануне Пасхи. Крайне редко служится и девятый час. Остальные шесть служб Б. к. с. объединяются в две группы по три. Вечером друг за другом совершают вечерню, утреню и первый час. Накануне воскресных и праздничных дней эта цепочка богослужения называется всенощным бдением, т. е. бодрствованием в течение целой ночи. Утром последовательно служатся третий час, шестой час и Божественная литургия (в храмах, где много прихожан, по воскресеньям и праздникам бывает две Литургии — ранняя и поздняя). В дни, когда Литургии не положено (например, в дни Великого поста), совершается последование изобразительных: это богослужение близко по структуре Литургии. Последования Б. к. с. содержатся в Часослове.

 

(Епископ Егорьевский Марк. Церковный протокол. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007).

Благочестие, Благочинный, Блаженный

Благочестие — искренняя религиозность, при которой жизнь человека во всех ее проявлениях соответствует его религиозному идеалу. Религия определяет отношение благочестивого человека к другим людям и к обществу, определяет его образ жизни.

Благочинный — пресвитер, назначенный помогать епархиальному архиерею в наблюдении за деятельностью настоятелей храмов и жизнью приходов во вверенной ему части епархии — благочинии.

Блаженный {греч. μακάριος, лат. beatus) — 1. Наименование святых юродивых. 2. Связанное с определенной традицией и не всегда последовательное именование святых, житие или кончина которых заключали в себе черты явной святости; это определение может прилагаться к святителям (Б. Константин, митр. Киевский и всея России, + 1159), преподобным (Б. Исихий Хоривит, VI в.), благоверным князьям (Б. Елезвой, царь Ефиопский, + ок. 553 555), праведным подвижникам (Б. Клеопатра, + 327; Б. Таисия, V в.; Б. отроковица Муза, V в.; Б. Никита в Царьграде, XII в.). 3. Определение, прилагаемое в России к некоторым святым неразделенной Церкви, особо почитаемым в западных исповеданиях (Б. Августин, еп. Иппонийский; Б. Иероним Стридонский и др.). 4. У католиков — наименование подвижников, прошедших беатификацию (первый этап канонизации).

 

(Епископ Егорьевский Марк. Церковный протокол. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007).

Благоговение, Благословление, Благодарственные молитвы

Благоговение — чувство, переживаемое душою христианина, которому постепенно и насколько это возможно открываются неизреченные проявления Божественного присутствия в окружающей жизни, в церковном богослужении и личной молитве. Душа христианина испытывает всепоглощающий прилив восторга, благодарности, любви и преданности Отцу Небесному. Проникнутый этим чувством христианин,безусловно, одобряет все Его действия, веря, что в мире царит Божественный Промысл, все направляющий и устраивающий, что помимо Его воли не происходит ни в мировой истории, ни в человеческой жизни ни одно событие. В повседневной церковной и светской жизни это проявляется в духовной серьезности: благоговейный человек никогда не позволит себе даже намека на шутку в разговоре на религиозные темы.

Благодарственные молитвы — пять (у старообрядцев — 10) молитв,читаемых верующими после причащения. Содержатся в Молитвослове,Следованной Псалтири и Служебнике.

Благословение — 1. Возглас священника или архиерея, которым начинается богослужение. Различаются возгласы: литургийный («Благословенно Царство...»; им же начинаются чины Крещения и Венчания), всенощного бдения («Слава Святей...») и обычный («Благословен Бог наш...») перед остальными богослужениями. 2. Осенение крестным знамением верующих, совершаемое священником или архиереем. Благословение совершается в определенные моменты богослужения с возгласом «Мир всем». 3. Внебогослужебное осенение крестным знамением (напр., когда верующие подходят под благословение к священнику, когда священник благословляет призывников перед их отправкой на места воинской службы и т. п.).

 

(Епископ Егорьевский Марк. Церковный протокол. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007).